Бактерии управляют сознанием людей: миры внутри нас

Бактерии управляют сознанием людей: миры в середине нас

Наука о микробиоме

В последние годы ученые (за мира ведут исследования в области микробиома (так называют сообщество бактерий, считающих свой организм своим домом) — и чуть ли не каждый день делают удивительные открытия. Их виды — заставить бактерии служить нашему здоровью, то есть спасать нас от множества болезней — с диареи до сахарного диабета. Что нового здесь происходит, узнал обозреватель «МК». Нашим мозгом управляют бактерии

Микрофлора, симпатия же микробиота, — это множество одноклеточных микроорганизмов, живущих как на нас, в такой степени и поблизости. Невероятно, но факт: бактерий, живущих в нас, в десятки раз больше количества клеток, с которых состоит наш организм! То есть человек — это не совсем двуногий, а всего лишь скопище живущих своей жизнью микроорганизмов. Но самое главное — ученые признали, почто былые представления об одноклеточных микроорганизмах оказались ошибочными. Эта незримая армия влияет бери все сферы нашей жизни: могут сделать нас умными или глупыми, здоровыми другими словами больными, веселыми или печальными. И даже вкусными или невкусными для комаров — и-да, за эту индивидуальную особенность также отвечают микробы, обитающие на коже! В нашем желудочно-кишечном тракте живет 300–400 видов бактерий — сие из тех, что идентифицировали ученые. Однако сегодня установлено, что если в среде сих маленьких жителей происходит какой-то дисбаланс, то есть одних становится более всего, а других меньше, развиваются болезни: аллергии, заболевания печени, поджелудочной железы, артрит, аутизм, падение и даже рак. Так, международная группа ученых выяснила, что у большинства пациентов с болезнью Альцгеймера важный дисбаланс кишечной микрофлоры. Практически аналогичная ситуация у детей с аутизмом. Микробиом влияет тют на все стороны нашей жизни. Вредоносные бактерии ведут к развитию болезней. Полезные защищают нас с патогенных микробов, обезвреживают токсины, производят необходимые витамины и гормоны, помогают усваиваться важным микроэлементам с пищи. Да и так называемый эмоциональный интеллект (EQ — способность человека правильно понимать собственные и чужие эмоции и, в духе следствие, управлять ими) напрямую зависит от царства бактерий, живущих в кишечнике. «Их боле, чем звезд в галактике, и у каждого есть право голоса. Именно микробиота регулирует работу головного мозга», — говорит гласный детский доктор, завкафедрой факультетской педиатрии №2 РНИМУ им. Н.И.Пирогова, научный руководитель Московского городского центра иммунологии и аллергологии гелертер Андрей Продеус. Бактерии способны менять поведение человека и даже внушать желания, заставляя нас выступать под их дудку. Например, есть сладкое. Это раньше считалось, что глотать сладкоежки от природы, а теперь установлено: тяга к пирожным-мороженому зависит от того, вкушать ли в вашем кишечнике бактерии под названием клостридии. Они питаются простыми сахарами и выманивают их у нас, заставляя очищать шоколад и печеньки. Или помните про йогурты, от которых «животик улыбается»? Сегодняшнее ученые на полном серьезе говорят о том, что содержащиеся в йогуртах бактерии могут производить нас как умиротворенными, так и унылыми, ведь некоторые бактерии подавляют уровень гормона счастья серотонина, фигли установлено учеными из APC (Alimentary Pharmabiotic Centre). И не только нас, но и других животных. Кто такой в домике живет? В нашем кишечнике обитают представители царства архей — одноклеточные организмы. В основном сие метаногены — они легко обходятся без кислорода, помогают переваривать пищу и выделяют метан метан. В кишечнике, а также в интимных зонах живут эукариоты (грибки и дрожжи) и бактерии. Одна с самых известных бактерий — кишечная палочка (эшерихия коли). Раньше считалось, что возлюбленная ведет к нарушениям стула, но сегодня известно, что есть разновидности этой бактерии, которые приносят нам удивительно пользу. Или взять хеликобактер пилори — в больших количествах она вызывает язву и злокачественная опухоль желудка, но в небольших необходима для пищеварения. На коже живет великое диверсификация бактерий — они отвечают за наш запах, за привлекательность для комаров. Потрясающий факт: сообщество бактерий на правой руке кардинально отличается от сообщества бактерий нате левой. Объяснения этому пока нет. Зато ученые уже предлагают вводить микробные отпечатки пальцев, которые у каждого с нас уникальны. Популярный обитатель носа — золотистый стафилококк. Пока известны только его зловредные свойства, однако ученые предполагают, что другие носовые микробы в большинстве случаев не дают ему раскрутиться. Во рту живет стрептококк мутанс — установлено, что именно он подтачивает наши хлебогрызка и вызывает кариес. фото: pixabay.com

Микробиом на службе здоровью

Наука о микробиоме развивается словно угорелый, открытия в ней делают чуть ли не каждый день. Сегодня в эту край инвестировано почти 1,5 млрд долларов. Ведь это раньше микробы считались источником заболеваний, а данный) момент ясно, что они играют важную роль не только в развитии болезней, так и в поддержании здоровья. Предполагается, что уже в скором времени с помощью микробиома научатся сочинять более 50 разных хворей, включая сахарный диабет, воспалительные заболевания кишечника, атеросклероз, эктима, астму, непереносимость лактозы, иммунодефицит и колоректальный рак. «Исследования показывают, что медицинские решения, основанные возьми микробиоме, потенциально могут оказать положительное влияние на все аспекты здоровья человека и помочь исцелить людей по всему миру. Наш институт ведет исследования с целью объяснить уникальную и безбожно важную роль, которую играет микробиота. Мы вдохновлены безграничными возможностями, которые микробиом дает чтобы прогнозирования, диагностики и лечения множества заболеваний, в том числе за счет использования естественных реакций организма», — говорит шеф самого крупного Института микробиома человека (JHMI) Дирк Геверс. Ученые из JHMI изучают, как бы микробиом меняется под воздействием генетических факторов, факторов среды, питания и пр. Сие поможет понять, как заставить маленьких обитателей нашего организма служить его здоровью. Всем скопом с Научно-исследовательским институтом имени Вейцмана (Израиль) американские исследователи из JHMI изучают, на правах состав микробиома влияет на метаболические расстройства и как может помочь в лечении нарушений обмена веществ. Предполагается произвести рекомендации по питанию, которые помогут предотвращать развитие метаболического синдрома, сахарного диабета второго подобно и его осложнений. Исследователи изучают микробиомы различных людей, пробуют на них новые лекарства. «Совместными усилиями я выработаем новые идеи для решения проблем обмена веществ с помощью микробиологической диагностики и терапии», — сказал Дирк Геверс. Возьмем, разработаны коктейли с микроорганизмами и бактериофагами, поддерживающие здоровье микробиома. Лекарства, способные увеличивать часть одних бактерий и подавлять других. Диагностические тесты, определяющие причины болезней по составу микрофлоры. Вакцины, исправляющие реакцию иммунной системы возьми изменения в микробиоме. Все это позволит лечить болезни более прицельно, воздействуя получи причины болезней на генетическом уровне. Как вылечить свою микрофлору

В JHMI отмечают, что такое? состав и разнообразие микробного сообщества напрямую зависят от питания, приема лекарств и других внешних факторов. И аж такие простые вещи, как изменение образа жизни, системы питания или блок микробных коктейлей способны вылечить или предотвратить болезнь. Исследования ученым в помощь. Оказалось, аюшки? микробиомы людей, которые регулярно едят фрукты, овощи и кисломолочные продукты, более разнообразны. А чисто чрезмерное потребление мяса снижает разнообразие организмов по сравнению с рационом, в котором преобладают плоды и овощи. Ученые также попытались узнать, какие лекарства больше, а какие меньше изменяют смесь микробиоты. Выяснилось: на «внутреннюю экосистему» человека влияют 19 типов лекарств. И сие далеко не одни только всем известные антибиотики и препараты, снижающие кислотность желудка. В «черный список» попали антидепрессанты, а да ингибиторы АПФ (лекарства, принимаемые при сердечной недостаточности и для снижения артериального давления). В России без задержки проводится свое, более скромное популяционное исследование ohmygut, результаты которого было бы курьезно сравнить с результатами исследования коллег из Голландии. Но уже сейчас мы можем возговорить, что в голландской выборке количество организмов с измененной приемом антибиотиков микробиотой будет куда как меньше, чем в России: в этой стране применение антибиотиков строго ограничено врачами и фармацевтами, а у нас их (бог) велел купить в аптеке без рецепта. Голландцы выявили и неожиданные факторы влияния на микробиоту. Хоть (бы), в использовании лекарств ожидаемо было то, что на первом месте будут антибиотики, только в голландской выборке особенно выделяются ингибиторы протонных помп (ИПП) — лекарства, используемые в мире хорошо часто в гастроэнтерологии и до сих пор считающиеся безопасными. Еще один результат: у людей, которые едят преимущественно фруктов, уровень пептида хромогранина A (CgA), маркера стресса, оказался значительно ниже, чем у тех, кто такой предпочитает мясо. Так что ешьте фрукты — и будете меньше нервничать!»

Кроме того, положительное исполнение на состав микробиоты оказывают кисломолочные продукты, особенно обогащенные полезными бактериями. Отнюдь не все так радужно