Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола

Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола

В Москве открылась интересная выставка

Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола
фото: Мария Москвичева

Чемпионат мира по футболу – это не только профессиональное состязание, мировое спортшоу и эмоции миллионов болельщиков. Это социально-культурное явление, которое проникает в самые разные сферы жизни. Именно с этой точки зрения – значения футбола вне игрового поля – подходит к исследованию феномена мундиаля выставочный зал «Ковчег».

Первое, что бросается в глаза при входе в арт-пространство в спальном районе столицы близ м. Тимирязевская – сетка от футбольных ворот, протянутая через весь зал. Она делит помещение на секторы. И создает ощущение, что попал в квартиру-студию оголтелого фаната.

В экспозиции – четыре зоны. Первая – эдакий холл в жилище заядлого болельщика. Место лирическое. Здесь видео и фото на тему необычного футбола по формату (пальчиковый или со слонами), и по месту проведения (на канале в Венеции, в пустыне Нигерии или на снегу Чукотки). А еще картины, рассказывающие историю про одинокий мяч, который ждет своего владельца то на качелях, то на ступеньках подъезда или перед воротами на дворовой площадке. Но, кажется, не дождется. Почему?

Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола
фото: Мария Москвичева

Ответ в следующей зоне – на кухне. Перед нами холодильник, набитый опустошёнными упаковками от чипсов, шоколадок, соусов и газировки, на каждой из которых красуются символы футбола. Питание, мягко говоря, далекое от здорового. Рядом с коллекцией упаковок – стенд с заметками «диванного болельщика». Оказывается, с начала ЧМ он не выходит из дома, почти не спит, смотрит футбол и спортивные передачи, ест чипсы, а к концу турнира ему начинает казаться, что кот предсказывает результат матча… Ох уж эта магия шоу и рекламы.

Третья зона – окно в реальный мир. Впрочем, само окно скорее нереальное, условный планшет. Перед нами на белых, как экран гаджета, табличках в черных рамках выдержки из новостей. Каждое «окошко» сообщает о нововведениях в связи с мировым первенством. О том, что нужно подстраивать дату выпускных под график матчей, о запрете на проезд на части улиц в дни игр, правилах для поваров, таксистов и волонтеров, о «сухом законе» на стадионах и их окрестностях в дни матчей, о запрете жарить шашлык на природе. Плюсы и минусы ЧМ в сухих фактах. И информационный «шум» вокруг турнира во всем своем многообразии.

И, наконец, главное место — фан-зона с заветным диваном (тоже условным, в виде мягких черных кубов). С потолка свисают шарфы разных команд. На стенах – форма игроков всевозможных клубов, вырезки из старых газет о знаковых спортивных событиях и домашние футбольные игры. Здесь можно сразиться в настольный футбол или победить видео-приставку. Почувствовать себя спортсменом, не выходя из дома.

Художники осмыслили культурный феномен ЧМ-2018: как победить вирус футбола
фото: Мария Москвичева

Окунувшись в быт ярого «диванного болельщика», появляется желание поскорее выйти на улицу и заняться спортом. Это и предлагают сделать посетителям выставки – погонять мяч. Неслучайно выставка называется «Футбол в твоем дворе» и проходит в выставочном зале, расположенном в жилой пятиэтажке. Игра получилась эмоциональной. Веселой. Живой. Не такой зрелищной, как на экране, но какой-то личной, семейной, как бывает только в своем дворе.

Вот и ответ на заявленный вопрос: да, футбол, особенно в дни чемпионата, проникает в нашу повседневную жизнь – даже люди, равнодушные к виду спорта номер один, становятся невольными болельщиками. Футбол повсюду, как вирус. На улице, в метро, в магазине, на билбордах, экранах, даже дома. Но можно стать «диванным болельщиком». Или «играть в команде», ощущая спортивный азарт собственным телом. Куратор проекта Анастасия Козаченко-Стравинская призналась, что выставку делали люди, довольно далекие от футбола. Но пока они готовили проект, сплотились и решили объединиться в арт-группу «Да, но мы нет» (Анастасия Козаченко-Стравинская, Катя Теслер, Никита Спиридонов, Андрей Панитков). Основное на выставке – дело их рук. А футбольную атрибутику позаимствовали у настоящего фаната, вырезки из газет — у болельщика-коллекционера. Так ЧМ способствовал рождению новой творческой команды. Получается, все дело в том, как распорядиться «вирусом футбола» – обратить себе во благо или пасть его жертвой.

ЧМ-2018 . Хроника событий

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник: korrespondent.net

Добавить комментарий

*

13 + 5 =